ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ЛОКАЛИЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ АПТЕЧНОМ СЕКТОРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Н.Н. Карева, доктор фармацевтических наук, профессор
Е-mail: professor-45@mail.ru., Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия;
Российская Федерация, 197376,Санкт-Петербург, ул.проф. Попова, д. 14

Введение. Географический маркетинг – это технология принятия решения в области управления пространственно-распределенными объектами, характеризующими конкурентную ситуацию и инфраструктуру территории. Цель исследования – выявление резервов для оптимизации развития аптечного рынка Санкт-Петербурга. Материал и методы. Объекты исследования – информационные и фактически имеющиеся аптечные ресурсы Санкт-Петербурга, численность населения, генеральный план развития города, в том числе зоны функционального назначения, пассажиропотоки, транспортная и пешеходная доступность аптек. Использованы методы геомаркетинга, картографии, натурного эксперимента, моделей пространственной конкуренции, социологические методы (анкетирование). Результаты. Установлены наиболее важные характеристики аптечного рынка: число аптечных организаций, их территориальное размещение, динамика развития, численность жителей (потенциальных покупателей) на 1 аптеку, градообразующие факторы, состояние и формы конкуренции, пассажиропотоки. Определены факторы, создающие угрозу для развития аптечного рынка: неконтролируемый рост числа аптечных организаций, рост конкуренции, снижение рентабельности аптек, отсутствие государственного регулирующего воздействия на состав и размещение аптек, отсутствие стратегического плана развития аптечного рынка. Заключение. Исследование данных размещения аптек позволило определить конкурентную среду и установить, что большинство аптек города функционирует в ситуации жесткой конкуренции. Установлены возможности оптимизации развития аптечного рынка Санкт-Петербурга с учетом территориального размещения аптек, разработаны методические рекомендации к составлению стратегического плана развития аптечного рынка города.
Ключевые слова: 
геомаркетинг, зоны функционального назначения, пространственная конкуренция, зоны обслуживания, расстояние между аптеками, месторасположение, пешеходная и транспортная доступность, пассажиропотоки.