ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АМБУЛАТОРНЫХ БОЛЬНЫХ В РОССИИ

Год издания: 
2017
Номер журнала: 
8

И.А. Наркевич, доктор фармацевтических наук, профессор,
А.А. Лин , доктор фармацевтических наук, профессор,
О. Юрк, кандидат фармацевтических наук, Е.С. Ковтун, E-mail: ekaterina.kovtun@pharminnotech.com
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия;
Российская Федерация, 197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, д. 14

Введение. Российская модель лекарственного обеспечения реализуется преимущественно за счет денежных средств населения. В структуре лекарственного обеспечения амбулаторных больных на возмещаемый сектор лекарственного обеспечения (средства ОМС) приходилось всего 12% от общего объема затрат. Цель исследования – анализ структуры и тенденций развития лекарственного обеспечения амбулаторных больных в Российской Федерации. Материал и методы. Объекты исследования – аналитические отчеты DSM group и официальные статистические данные Всемирной организации здравоохранения. Использовались методы: сравнительный анализ, статистический, аналитическая группировка данных. Результаты. За период 2011–2015 гг. доля возмещаемого сектора в лекарственном обеспечении амбулаторных больных снизилась на 3%. Приобретение лекарственных препаратов на душу населения увеличилось на 26,8%, что привело к увеличению доли расходов на медикаменты и медицинское оборудование в потребительских расходах домашних хозяйств на 2,1%. В коммерческом розничном секторе фармацевтического рынка России наблюдается устойчивая тенденция к изменению структуры продаж по ценовым диапазонам в сторону более дорогих лекарственных препаратов. Заключение. Лекарственное обеспечение амбулаторных больных в России осуществляется на 88% за счет денежных средств населения. В течение последних 5 лет отмечено увеличение доли расходов на медикаменты и медицинское оборудование в потребительских расходах населения.
Ключевые слова: 
фармацевтический рынок, медикаментозное лечение, расходы населения на приобретение лекарств, цены на лекарства, коммерческий розничный сектор.